Калюга Иван Федорович (1931 – 2007)


КОРОЛЬ ПРОХОДКИ

Рывок к синклинали

Шахта №4-6 (позже – «Краснокаменская») отличалась от других на руднике тем, что по своим особым горно-геологическим условиям, использовала, в основном, не самые высокопроизводительные системы отработки угольных пластов. Поэтому для добычи подземным способом полутора миллионов тонн угля следовало иметь много очистных забоев, а значит - выполнять значительные объемы подготовительных работ, и цена классных проходчиков здесь была очень высока. Проходке отдавали первоочередное место. Не случайно единственный киселевский Герой Труда-проходчик вырос именно здесь.

Слава к бригаде Ивана Калюги пришла после событий 1969-70-го годов. Шахта испытывала нехватку промышленных запасов угля. Руководство комбината «Прокопьевскуголь» прирезало ей нулевую синклиналь поля шахты «Дальние горы». Чтобы взять лежавшие там три миллиона тонн угля, нужно было быстрыми темпами пройти более двух километров полевого штрека сечением 16 квадратных метров – пройти на взрывчатку, да еще и по очень крепкой породе. Задача ответственная, труднейшая, и директор шахты П. М. Писарев размышлял, кому поручить ее решать. Хороших подготовительных коллективов на «Четыре-шесть» всегда хватало. Выбор Павел Михайлович остановил на бригаде главнейшего направления Ивана Калюги. Создана она была пять лет назад и за это время превратилась в сплоченный коллектив, доказала, что ей многое по силам. Уже в 1966 году за месяц провела 222 метра полевого штрека, что стало заметным событием в горняцкой истории. А в 1968-м сумела впервые провести за год более двух километров выработок – 2029 метров.

Специалисты инженерных служб под руководством главного технолога Н. П. Колупаева продумали организацию скоростного рывка к синклинали, оснащение его техникой и механизмами. Предложили бригадиру использовать буровую каретку БКГ – экспериментальную, существовавшую только в нескольких опытных образцах, еще мало испробованную. Она была удобнее, чем привычная КБМ: управлять ею мог один, а не два проходчика. Новая каретка обещала значительно увеличить производительность труда, поскольку едва ли не вдвое ускоряла забуривание 45-ти почти двухметровых шпуров. Правда, машина пока еще не была самоходной: ее продвигал подземный маневровый электровоз. Проходчики Калюги решились на риск, однако на всякий случай всегда имели при себе в запасе пару колонковых электросверл: вдруг экспериментальная машина даст сбой? Бригаду обеспечили двумя породопогрузочными машинами и электровозами, пыжеделкой, передвижной емкостью с машинным маслом и прочим оснащением. Теперь успех зависел от мастерства и энтузиазма проходчиков, от умения бригадира направлять к цели более четырех десятков своих подчиненных. Распределили их по четырем сменам, одну из которых сделали ремонтной.

Интересную новинку в организацию проходки применил Калюга – совмещение операций забуривания забоя и его крепления, благодаря чему в сутки получали два-три метра штрека, проведенных дополнительно к плану. Машинисты электровозов тоже были членами бригады: имели еще и специальность проходчика, а потому, выполнив рейсы и вернувшись с порожняком, принимались крепить выработку или бурить шпуры. У бригадира были отличные помощники – звеньевые Николай Коротков. Анатолий Садкин, Геннадий Самородов, Анатолий Шарабаров. Больше года пробивала бригада полевой штрек, а потом принялась вскрывать свиту угольных пластов.

На подземных «фронтах»

Иван Калюга - бывший деревенский парень, отслуживший в армии, - пришел на шахту в 1954 году. Его любознательность и настойчивость в стремлении до всего дойти самому помогли быстро овладеть специальностью проходчика. Она понравилась Ивану: как это увлекательно – через непроглядную земную толщу точно прокладывать путь к углу! Но мало было молодому горняку только «давать метры». Хотел уметь делать все, что требуется в шахте: водить электровоз, управлять погрузочной машиной, вести взрывные работы. Любил с восхищением смотреть, как добытый уголь черным искрящимся потоком течет в вагонетки. Руководители шахты вскоре отметили не только выросшее профессиональное мастерство Калюги, но и его добросовестность, ответственность за порученное дело. Через три года Ивана направили руководить подготовительной бригадой. Когда под его началом проходчики стали добиваться внушительных результатов, назначили вожаком комплексной бригады, которая специализировалась на проведении выработок главнейшего направления и часто находилась на тех подземных «фронтах», где всего труднее и где всего нужнее шахте.

Выбор Ивана Калюги на должность бригадира определяли его личные качества. Среди них – строгость к выполнению требований горного дела, умение использовать достоинства каждого члена бригады для пользы общего дела и особый талант понимать людей, чувствовать, когда в отношениях с ними нужна жесткость, когда – душевная просьба.

Результаты работы бригады Ивана Федоровича за восьмую пятилетку называли уникальными для комбината «Прокопьевсуголь». В 1966 году пройдено 1546 метров квершлагов и полевых штреков, в 1967-м – 1537, в 1968-м преодолели рубеж двух километров – 2029. И двинулись выше:

1969 год – 2291 метр благодаря новой погрузочной машине 1ПНБ-2, с помощью которой увеличили скорость проведения откаточных штреков по маломощным пластам. 1970-й – 2236 метров. Итого за пятилетку 9639 метров, в том числе 329 – сверх плана.

Ударно начал передовой коллектив шахты и 1971-й, стартовый год очередной пятилетки, на который бригаде запланировали проходку 1820 погонных метров выработок главнейшего направления. Уже за шесть месяцев было пройдено 1038 - на 114 метров выше плана и на 27 – больше обязательств. Среднемесячные темпы работы более чем впечатляли: 175-180 погонных метров при плане 140-150. Это называли не только лучшим показателем в объединении «Киселевскуголь», но и по всему Кузбассу. Результат года получился выдающимся: 2937 метров!

В том году Ивану Федоровичу присвоили звание Героя Социалистического Труда.

Вот еще один пример ударных дел бригады. В 1973-м на шахте приступили к промышленному испытанию очистного комплекса КПК, предназначенного для отработки пластов крутого залегания. Для монтажа и испытаний КПК нужно было подготовить пласт Сложный. Протяженность откаточных выработок получалась весьма значительной, а готовить пласт требовалось быстро. Выполнить намеченное поручили лучшей бригаде шахты - Ивана Калюги. На вооружении ее, как всегда, – буровая каретка, погрузочные машины, аккумуляторные электровозы. Проходчики отлично справились с работой, подготовили выемочное поле в срок.

Школа наставничества

В январе 1973-го ученик Калюги Анатолий Павлович Садкин возглавил отстающую бригаду главнейшего направления. И в последующие годы, когда шахте требовались проходчики, способные встать во главе подготовительных коллективов, руководители «Краснокаменской» знали, что найти таковых можно у Калюги – и «выдергивали» их, будучи уверенными, что новичок, пополнивший бригаду взамен выбывшего, под присмотром и контролем Ивана Федоровича обязательно вырастет в мастера. Молодые ребята видели, каков сам бригадир – разносторонний специалист и необычайно работоспособный человек, который за производство «болеет» больше, чем за себя. Рядом с ним постыдно «сачковать». Иван Федорович владел всеми смежными горняцкими профессиями, даже забойщика-очистника, и к такой же разносторонности вел своих подчиненных. Сам смекалистый и охочий на новшества, Иван Федорович и как наставник учил не только эффективным приемам работы, но и побуждал мыслить, искать наилучшие пути выполнения поставленной задачи. И ответственности: каждый должен иметь смелость принимать решения. Вот истоки высоких производственных показателей.

Никогда не переставал учиться и сам Иван Федорович. В 1974 году бригада получила новый для нее мощный проходческий комбайн ПК-9р. С ним можно было достигать желанные 3000 метров выработок за год. Прежде чем применить комбайн, Калюга побывал на «Дальних горах», где проходчики В. Р. Устинова уже год осваивали эту технику и сумели добиться рекордной месячной производительности - 900 метров. Поработал Калюга в забое Виктора Романовича – и отправился на прокопьевскую «Центральную»: а что там можно почерпнуть об эксплуатации ПК-9р? Знания, полученные у соперников по соревнованию в «Прокопьевскугле», Иван Федорович передал членам своей бригады. Рубеж трех километров покорился ей и в дальнейшем стал нормой.

Иван Федорович и его товарищи не только отдавали своих лучших проходчиков (Ю. П. Золкина, А. П. Садкина, В. И. Сидоренко И. Пайцева) руководить другими бригадами, но и выступили их коллективными наставниками, если у тех почему-то не ладились дела. Группа «калюгинцев» определенное время трудилась в наставляемой бригаде, а та в свою очередь передавала столько же проходчиков на учебу Калюге. Рожденная на «Краснокаменской» школа коллективного наставничества была одной из первых и самых лучших в Кузнецком бассейне.

В 1976 году Калюгу назвали лауреатом премии Кузбасса.

Высоко ценил Иван Федорович творческое соперничество с другими подготовительными коллективами, особенно – с бригадой В. Ф. Алехина с прокопьевской шахты имени Калинина. Ценил, потому что видел в соревновании не только полезный обмен опытом, но и проверку своего коллектива на «боеспособность» и сплоченность.

На пути к совершенству

Проходчики Калюги из года из года в год держали «марку» идущих впереди, что само по себе – тяжелейшая ноша. Ежегодно увеличивали производительность труда на выход: если в 1969-м – 29 сантиметров, то в 1976 году – 0,37 метра, в 1977-м – 0,38, затем – 0,43, 0,48. Все эти показатели – выше плановых. Трудно подсчитать, сколько раз «калюгинцы» завоевывали переходящий Хрустальный кубок «Прокопьевскугля» и теркома профсоюза. В 1980 году этот приз передали им на вечное хранение. А бригада продолжала удивлять. 1981 год, февраль: за 28 рабочих дней – 821 метр основного штрека с помощью комбайна ГПК (рекорд шахты). 50-летние Ивана Федоровича отметили «круглыми» цифрами – 500 метров месячной проходки полевого штрека по углю. Провели 1321 метр двухпутевого главного штрека - впервые двумя забоями. 1982 год, май: в сложнейших условиях установили рекорд шахты – 827 метров с ГПК, максимальное суточное достижение - 47 метров. Попутно добыли 11 тысяч тонн угля.

Происхождение таких результатов Калюга объяснял:

- Прежде всего – дисциплина и установка каждого из нас: «Ты должен не просто отбыть на рабочем месте «от звонка до звонка», а трудиться в полную силу». Всякое случается в забое. Бывает, при ликвидации аварии не дашь ни одного метра, а устанешь больше, чем после ударной вахты. И мне кажется, у ребят даже в мыслях нет увильнуть от такой «неблагодарной» безденежной работы. Есть цель – выполнение плана, и есть гордость: я член бригады, которая в любых условиях выполняет план. Немалое значение имеет квалификация рабочих. Когда в бригаду пришел первый комбайн ГПК для проведения выработок большого сечения на пологих пластах, мы все без отрыва от производства в течение четырех месяцев изучали его и получили права машинистов. А сейчас в нашем коллективе нет человека, который бы владел менее чем тремя смежными профессиями. За бригадой закреплен электровоз, управлять им способен каждый: все имеют права. Поэтому в случае болезни кого-либо из нас нет проблемы, кем его заменить. Есть еще одна особенность в нашем коллективе. Официально бригадиром являюсь я, а фактически каждый член коллектива – бригадир. Не удивляйтесь этим словам. Работа у нас организована так, что любой проходчик знает не только свой узкий участок работы, но и свободно ориентируется в общей обстановке забоя. Каждый четко знает свои задачи на смене. Когда машинист хорошо чувствует комбайн, то обработка забоя вначале смены на глубину 0,8 метра займет у него 20-25 минут. На крепление забоя тратим 15-20 минут. Так что за смену успеваем произвести от семи до восьми циклов.

К словам Ивана Федоровича следует добавить, что выполнение всех операций в забое они довели едва ли не до совершенства. Наряд на смену получали из полного знания о положении дел в забое, и каждый рабочий на смене знал свои обязанности на каждом этапе технологического цикла. А значит, максимально исключались непроизводительные потери рабочего времени. Нужно еще и отметить: горняки выполняли свои обязанности не механически, а искали пути сокращения времени на выполнение операций. Вот трудоемкая разделка крепи сопряжения. Долго она была для бригады больным местом, пока не родилась в коллективе мысль, которая понравилась всем: стандартную металлическую крепь гнуть в механическом цехе по специально изготовленным для этого матрицам, потом две штуки сращивать в одну - получится нужная длина. Установка такой крепи потребует чуть меньше времени, а главное - она гораздо прочней прежней.

Горняков бригады тяготило устройство водоотливной канавы: много ручной малопроизводительной работы лопатой. Сейчас трудно сказать, кому пришла в голову идея приспособить для этого породопогрузочную машину – изготовить для нее специальный ковш, которым и копать канаву. Сами продумали, каким должен быть такой ковш, сделали чертеж с размерами. Рационализаторское предложение специалисты шахты приняли безоговорочно, передали в мехцех, где приспособление изготовили. Производительность труда при проходке канавы ковшом выросла в разы.

Не удивительно, что на базе бригады была создана областная школа передового опыта.

Выйдя на пенсию и оставив шахту, Иван Федорович не мог находиться без дела. Поэтому с радостью принял предложение стать мастером производственного обучения в профтехучилище №47 и много лет наставлял будущих горняков. С его помощью коллектив ПТУ построил учебные полигоны для подготовки горнорабочих и подземных машинистов электровоза. Признанием заслуг И. Ф. Калюги явилось присвоенное ему звание Почетного гражданина Кемеровской области.

Владимир МАРАКУЛИН