Бардышев Владимир Федорович (1936-2003)


По скоростному графику

Лава погрузилась в непривычную тишину. Подземный свежак-ветерок уносил вверх последние облачка угольной пыли. Остывал комбайн. Над ним молча склонились бригадир Владимир Федорович Бардышев с чумазыми товарищами. Случилась очередная авария – «полетела» гидровставка – механизм для подъема шнеков и гидроопор. Гидровставка ломалась раза два в месяц. Это не входило в планы инициаторов областного соревнования за тысячетонную нагрузку на механизированный комплекс. Аварии при таких темпах не предусматривались. Но эта груда металла – плод несовершенства конструкторов и машиностроителей – отказывалась подчиняться воле подземных механизаторов.

За исправность комбайна отвечал машинист Иван Гардаюлис и механик Василий Поляков.

- А если модернизировать маслостанцию комбайна и заменить гидровставку на гидроузел? – размышлял с товарищами Владимир Федорович.

Шутка ли, это же, по сути, новая конструкторская разработка. После мойки сообща обмозговали идею, засели за чертежи. Слесари и комбайнеры не торопились домой, комплектовали запчасти тщательно собирали комплектующие.

Сменная остановка с ремонтом и наладкой комбайна принесла свои плоды: автоматизированный гидропривод подъема шнеков работал безупречно. Заодно усилили кронштейны и лыжи комбайна. Позднее выяснится: за весь срок эксплуатации агрегата на маслостанции не вышел из строя ни один электродвигатель, узлы работали, как часы. Поэтому быстро вошли в намеченный рекордный график.

Мальчишкой послевоенных лет Владимир пришел на железную дорогу. Вначале кочегар, потом помощник машиниста паровоза. Он решил посвятить себя скоростным дальним следованиям на наземных поездах. Натирая машину до блеска, он всегда думал, что это прибавляет ему сил. Хороший уход, любовь к технике, убеждали его, что даже от доброго слова «лошадиные силы» становятся послушными, легко управляемыми, ручными. Случайно ли во время службы на Балтийском флоте он стал трюмным машинистом?

Много доброго в характер вложило и братское флотское воспитание. Мало кто знает, что матрос Владимир Бардышев после ночной холодной вахты в октябрьский шторм в числе пятерых смельчаков добровольцев спасал восьмерых рыбаков с потерпевшегокрушение судна. За это он был удостоен своей первой медали «За спасение утопающих».

После службы Владимир уговорил пятерых демобилизованных воинов поехать в Сибирь по комсомольской путевке. На «Байдаевских уклонах», так раньше называлась шахта «Новокузнецкая», устроился крепильщиком.

Запомнилась первая смена. Когда шли по дощатому трапу в шахту по темному штреку, кто-то сказал: «Лава просит «посадки. Берегись!» Новичков воздушная волна смела к борту.

А потом в ограниченном пространстве была потогонная работа в бригаде Александра Попова. Ребята за смену вконец уматывались. Все парни, с которым приехал из Прибалтики, не выдержали, по разным предлогам уехали по домам. А Владимир не сдавался, не в его характере пасовать. Да и к тяжелой работе приноровились мышцы.

На шахту стала приходить техника, стало полегче. В 1961 году смонтировали механизированную гидравлическую крепь М-81. Через год бригада Леонида Лейниша внедряла комплекс «Тула ОМКТ» с комбайном КУ-60. Владимир, улучив минутку, прибегал смотреть на новое чудо горной техники. Рвался за управление механизмами. Эту его склонность заметили, приняли в бригаду. Вскоре шустрого расторопного парня поставили звеньевым. Потом он осваивал последующие сыроватые и ненадежные комплексы - ОКП-1, 3-ОКП. В практике неизбежно, что все конструкторские недоработки приходится исправлять эксплуатационникам. Владимир Федорович ругал авторов за непродуманность и непредусмотрительность и постоянно совершенствовал щиты, конвейеры, комбайны. Только доведет механизм до ума, а взамен приходит другая модель с набором других недоработок.

Настоящий бригадирский талант выявился, когда В.Ф. Бардышева назначили бригадиром комплексно-механизированной бригады. Он начал с ломки повсеместно устоявшейся в то время системы - гонять механизмы пока не сломаются – и в металлолом.

Пришлось убеждать начальника участка, механическую службу, даже спорить с руководством шахты, что рвать план нельзя ценой поломок. Идет освоение комплексов, их нужно совершенствовать, приспосабливать к местным условиям. Настоял на ежесуточных профилактических ремонтах.

Он завел жесткий порядок: машины и механизмы должны всегда быть в идеальном порядке. Для этого назначил ответственных за каждый участок работы. За гидравликой следили Владимир Фоминский и Геннадий Данилов. Ответственность за сохранность конвейерного штрека возложил на Александра Скрипко, Ивана Спивакова, Александра Кругляка. Вся электрическая часть была под контролем Владимира Борсука и Геннадия Одинцова. И так с каждой позицией. Надежную работу механизмов обеспечивали ежедневные осмотры, наладка, своевременное выявление причин неисправностей.

Эффективность работы заметно возросла, когда с механиком, Заслуженным рационализатором РСФСР Василием Сергеевичем Поляковым создали на участке творческую группу для решения оригинальных технических проблем. Каждый считал за честь предложить новинку, направлено на уменьшение трудоемкости работ, повышение безопасности труда и культуры производства. Обслуживающий персонал добился организации централизованного приготовления эмульсии и подачи ее по трубам непосредственно на место работ.

- Закрепление оборудования за конкретными людьми дает нам возможность заблаговременно определять изъяны, принимать срочные меры,- говорил на всех уровнях Владимир Федорович.

В 1968 году бригада В.Ф. Бардышева выступила инициатором соревнования среди шахтерских коллективов Кузбасса за увеличение нагрузки на механизированные комплексы до 250-300 тысяч тонн угля в год.

Бардышев выступил с инициативой – в течение трех лет без капитального ремонта добыть из-под механизированного щита миллион тонн угля. В ту пору на других шахтах такие комплексы служили в два три раза меньше. Нагрузки за счет исключения аварий неуклонно росли. Уже в 1970 году бригада первой в Кузбассе перешагнула полумиллионный рубеж - 502 тысячи тонн. С получением комплекса 2ОКП-70 появилось много хлопот. Первую секцию постоянно вело в сторону. Как развернет ее по простиранию лавы, так за ней и все другие пошли наперекос. На правке приходилось всем вкалывать до седьмого пота. Помозговали новаторы и придумали: поставили опорный домкрат для поддержания первой секции. Пришлось повозиться с комбайном КШ-3м, чтобы верхнюю нишу брать не на отпалку, а этим же комбайном. Этим комплексом в течение шести лет без капитального ремонта было добыто свыше 4 миллионов тонн.

За порядок в лаве у бригадира был отдельный спрос. Никому не позволительно было оставить в завале даже бросовый кусок железа. На почве лавы после рабочей смены не найти и кусочка угля, на штоковые части стоек крепи надеты чехлы со смазкой.

Когда в забой приходили за опытом горняки с соседних шахт, они дивились: «Какой порядок! Никак к нашему приходу глянец навели. Чего же здесь большой уголь не давать!»

На соревнование вызвали достойного соперника - бригаду Героя Социалистического Труда М.Н. Решетникова с шахты «Зыряновская». Она уверенно выдавала по миллиону тонн угля в год. Лучшие достижения дружины Бардышева - около 800 тысяч тонн. Но надо учесть условия их работы: короткие лавы по 50-80 метров требовали частых перемонтажей комплекса, а это невосполнимые потери времени и добычи. Сроки этих многочисленных операций творческий коллектив смог сократить с 40 до 10-15 дней. И брались другие не менее важные рубежи, например, пятилетний план за четыре года.

В бригаде Бардышева все делалось основательно. Бригадир и в жизни был таким: слова подбирал значимые, а вел себя без тени превосходства. В шахту спускался всегда утром, на поверхности никогда не задерживался. Бригадир хорошо управлял комбайном, помогал прокрутить лавный привод, следил, чтобы своевременно доставляли крепежный материал, делаел ревизию маслостанции – вся смена в движении. Начальству говорил: «Я в лаве нужнее, за на поверхности Доктор разберется». Так он называл горнорабочего очистного забоя Александра Меремьянина с которым немало проработали вместе бок о бок. Опытный и предусмотрительный Александр Николаевич на поверхности делал все, чтобы механизмы внизу не простаивали.

С такими людьми Бардышев смело пошел на эксперимент в поиске способов сокращение времени на очередной перемонтаж комплекса. Бригада Бардышева первой решилась на разворот комплекса в лаве на 180 градусов. Та сложная подземная операция была выполнена безукоризненно. Владимир Федорович однажды признался:

- Иногда в лаве все идет нормально, а на душе не спокойно, знаю, что многое можно усовершенствовать, а поймать идею пока не могу. Так и мучаешь себя, пока неожиданно не осенит.

Он мечтал водить поезда дальнего следования по скоростному графику. Но ни разу не пожалел о том, что всю жизнь пришлось под землей водить угледобывающие комплексы. Они тоже шли по скоростному графику.

НАГРАДЫ: 

Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, всех знаков «Шахтерская слава», Заслуженный шахтер РСФСР, Почетный шахтер угольной промышленности, Мастер-механизатор, Лауреат премии Кузбасса.