Дубинец Виктор Григорьевич


Аксиома славы

Кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, всех степеней знака «Шахтерская слава», многих наград страны, отрасли, Кузбасса, лауреат Государственной и Кузбасской премий, Почетный гражданин Междуреченска, Почетный работник угольной промышленности, Заслуженный механизатор РСФСР

На Томусинскую автобазу с соседнего автотранспортного предприятия Виктор пришел не вдруг. Начали поступать первые «БелАЗы» - двадцатисемитонники. От друзей только и разговоров, что об этих исполинах, не то, что его «ГАЗик» для хозяйственных перевозок. И зачастил он в выходные дни и по ночам через весь город к белазистам. Жена выслушает его нелепую просьбу - после смены разрешить пойти покататься на большом самосвале - да махнет рукой: что с него взять, он весь в работе. Василий Плетнев стал негласно стажировать.

Директор Междуреченского АТП трижды рвал заявления о переводе, сердито замахивался костылем:

- Не подпишу!

Но Дубинца остановить уже было невозможно.

Его, водителя первого класса, с самыми лучшими рекомендациями сразу включили в экипаж нового «БелАЗа» машины Сергея Хоруня. Впрочем, многие об этом азартном на работу парне знали не понаслышке.

Вожаки экипажей В.В. Новичков, В.В. Калашник, В.Н. Бабышев с первых лет освоения новой транспортной техники предложил почин - на «БелАЗе» пройти 150 тысяч километров без капитального ремонта, при нормативе 70 тысяч. Этот рубеж инициаторы одолели. Покорился он и экипажу С. Хоруня. Новаторам предоставили новые БелАЗы. А Дубинец решил остаться на прежнем, продолжать рисовать звездочки на капоте за каждые пройденные 50 тысяч километров и доказать, что при бережном отношении к технике и этот запредельный срок можно удлинить. За старшего в экипаже с новой командой Виктор Дубинец довел пробег до 262 тысяч километров. Это немалая экономия, если учесть, что капитальный ремонт БелАЗа обходился половину стоимости самой машины.

Приученный с детства все считать, Виктор решил выяснить и возможности перевозок по тоннажу. Получив новую машину, он с молодой «не засидевшейся» командой за год перевез полмиллиона тонн горной массы– 1,9 норматива. Утвердился в мысли: можно значительно больше. А заодно прикинул и решил, что при разумной эксплуатации автомобиля можно два дня в месяц работать на сэкономленном горючем. Этот экипаж своей работой спокойно и настойчиво давал понять остальным, что первенства никому уступать не собирается.

Откуда в молодом человеке такие амбиции?

Бабушка ему рассказывала, что напавшие фашисты сожгли в его родной Белоруссии сотни деревень. Когда мирных жителей уводили в лес партизаны, завернутый в одеяльце Витечка провалился между жердями в бричке. В дорожной спешке и суете эвакуации мама с бабушкой искали его двое суток. Беспечно посапывающего у края дороги малыша подобрали партизаны следующего обоза.

С военной поры память держала горькие минуты похорон двух сестренок – близнецов, маму, умерших отистощения. На фронте бесследно сгинул отец. С войной пролетели детские годы в землянке, голоде, латанных-перелатанных портках, совсем не детской крестьянской работе. Но он с младшим братом как-то умудрились выжить.

Постаревшая бабушка отправила четырнадцатилетнего Витю к дяде в Ленинград. В ремесленном училище он освоил профессию фрезеровщика.

А тут объявили призыв молодежи для работы на стройках Сибири, и паренек решительно направился за путевкой, пора выходить из-под опеки взрослых. В составе семидесяти таких же парней и девчат прибыл в Кузбасс. На медкомиссии услышал, что в тайге строится Междуреченск, зверье на улице проходу не дает, рыбы в реках не перетаскать. Настоящая романтика после горькой военной годины!

Он не стал за станок, а вместе с другом Андреем Ромалюком организовал бригаду землекопов. Молодые парни копали траншеи, возили грунт на тачках, укладывали бутовый камень под фундаменты будущих домов. Виктор уже тогда уяснил для себя на всю жизнь: все придет через труд – благополучие, уважение, слава. Это станет его производственной и семейной политикой. Ребята его строительной бригады быстро созрели для комплексной работы и землекопы от нулевого цикла стали выводить кирпичом стены.

Со стройки Виктор Дубинец ушел на службу в армию. Вернулся в полюбившийся сибирский город, который сам строил. Поначалу работал на шахте в проходческой бригаде, осваивая бурение, отпалку, отгрузку, наростку конвейера, крепление кругов. И вроде дело по его молодецкой силушке, заработок неплохой, да нет простора для его деятельной натуры. Виктор Григорьевич пробовал работать в АТП в трех лицах, как водитель, экспедитор и грузчик. Жизнь налаживалась. Прекрасная жена Татьяна Захаровну подарила ему детей Любу и Юру, за безупречный труд выделили двухкомнатную квартиру. Но все чего-то не хватало для души, будто не нашел себя.

Впрочем, на Томусинской автобазе поначалу тоже не все складывалось желаемо. Входило в силу движение комплексных бригад. Объединившись, коллективы обязывались работать в один котел - на общий результат. Некоторые водители особенно в ночные смены раскатывали с ленцой, «вразвалочку». Сделав несколько ходок, машины вдруг исчезали. Бригадир В.Г. Дубинец однажды отправился на их поиски и обнаружил спящих за баранкой шоферов. Пробовал усовестить сачков: спать лучше дома в тепле на мягкой постели, а здесь надо выполнять план, зарабатывать деньги. Приходилось будить, стыдить, гонять. Тем, кто не понимал, делал «встряску»: попятится кузовом к машине спящего водителя, да шарахнет об кузов. Не на шутку напугает сонного… Спать перестали, и показатели полезли вверх.

Влияние инициатора областного соревнования в автобазе было сильным, а личный пример настолько убедительным, что годовой объем перевозки горных пород для многих стала ориентиром, а в последствие и обязательным условием работы на передовой автобазе.

Становившемуся знаменитым экипажу В.Г. Дубинца порой приходилось доказывать, что условий для рекордов никто не создает. На разрезе «Сибиргинский» был очень трудный забой: непривычно глубокий, с крутым винтообразным выездом, опасными поворотами и целым набором препятствий. Открытчики попросили помощи у Томусинской автобазы – шесть самосвалов на вывозку из забоя горной массы. Экипажи для командировки были подобраны.

У экипажа-инициатора областного соревнования за достижение наивысшей производительности труда В.Г. Дубинца во все времена хватало «доброжелателей». Показали на него, мол, пусть лезет в эту яму и доказывает, на что способен. А он поговорил со своими ребятами, и все решили ехать с другими шестью экипажами в проблемный забой.

Но случилось странное, никто даже месяца не смог отработать – все сошли с линии. Только команда В.Г. Дубинца отработала до конца, при этом выполнив план на 112 процентов. Из прикомандированных с дальнего поля домой возвращалась одна машина - дубинцовская…

Начальник автоколонны Г.М. Мовчанов на ближайшем собрании не удержался, высказал в сердцах беглецам: «Слабаки! Куда уж вам за Дубинцом! Вы даже по полплана не выполнили - встали…».

Рассказывают такой случай. Однажды вышла из строя ГМП (гидромеханическая передача). Экипаж Дубинца взялся заменить ее за сутки. Водители представляют, чего стоит снять с большегрузного самосвала тяжеловесную коробку. В лучшем случае на замену ГМП уходило до трех дней. Заместитель директора даже взялся сделать хронометраж, до того заявленные сроки казались авантюрными! Но ровно через сутки на удивление всей автобазовской шоферни «БелАЗ» выехал из гаража и покатил на гору…

- В автобазе немало людей, полностью отдающих себя труду, - говорил Виктор Григорьевич. – Я уважаю таких людей. Я ни о чем не мог думать, позволить себе уйти домой, если машина неисправна. Успокаивался, когда самосвал исправным уходил на гору…

Его жена, Татьяна Захаровна, рассказывала:

- Он в любом деле был такой. Если кто-нибудь скажет, что Дубинец похож на всех депутатов, я буду возражать. Случалось, даже после ночной смены, присядет рядом со мной и изливает все, что удалось сделать, что не получается, что передумал за ночь. Вроде, как на зуб пробует: правильно, ли думает. Чуть отдохнет, и уходит из дома по депутатским делам. Однажды пришла женщина со своим горем: ее сынишка повредил глаз. Виктор Григорьевич принял несчастье, как свое. В Москве, как депутат Верховного Совета России, дошел до клиники Федорова, добился внеочередной операции. Мама потом сказала, что сынишка просил передать дяде Дубинцу большое спасибо… Однажды случилось с ним побывать в гостинице «Россия». Не успели войти, как в вестибюле к нему с почтением подошли солидные люди. Тогда еще раз убедилась, что мой муж не обыкновенный человек и не простой шофер.

В 1989 году депутат В.Г. Дубинец выхлопотал дефицитную по тем временам электронно-вычислительную технику для дисплейного класса межшкольного учебно-производственного комбината. По его ходатайству больную девочку положили на обследование в НИИ педиатрии и детской хирургии в Москве. Работал больше в ночные смены, чтобы днем больше было времени на общественные дела, прием граждан. Не раз бывал у министра автомобильного транспорта по служебным делам родного предприятия. И всегда добивался того, что от него ждал родной коллектив, люди города.

В коллективе Томусинской автобазы выросла целая плеяда «миллионеров». C тех пор как водитель Виктор Григорьевич Дубинец перевез первый миллион тонн горных пород на автомобиле БелАЗ-540 (1981 год), ежегодно без перерыва его экипаж бил собственные рекорды, повышая нагрузки. Этим движением он увлек десятки экипажей технологического транспорта на своем предприятии, сотни - в Кузбассе, тысячи - в стране. Это был настоящий и незабываемый взлет Томусинской автобазы.

Он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, областного и городского Советов. Словом, Виктор Григорьевич Дубинец в Междуреченске имя – памятник. Он сам его себе изваял собственными мозолистыми руками.

Владимир КЕЛЛЕР