Прибыльнов Владимир Яковлевич


Пример идущего впереди

Бригадиру экскаваторной бригады разреза «Красногорский» Владимиру Прибыльнову выпало нелегкое время в числе современников вскрывать новые угольные запасы в 60-х годах прошлого столетия. Это был период возрождения первого на Томусинском руднике предприятия открытых работ, когда легкодоступный уголь с верхних пластов был вынут. Предстояло углубляться сквозь скальные породы к мощным пластам ценных пород. Работа передового механизатора стала ориентиром для всего коллектива крупнейшего в ту пору в Кузбассе разреза.

Депутаты принимали избирателей несколько раз в неделю каждый по своему графику, но эта пожилая женщина приходила в здание горисполкома уже несколько раз и непременно хотела попасть на прием только к Прибыльнову. Дежурная поинтересовалась:

- Почему именно к нему, у нас все депутаты работают очень ответственно?

- Мне соседи посоветовали, сказали, Владимир Яковлевич разберется быстро и поможет сразу…

Решение незатейливого бытия было рядом, но вопросы порой решались бюрократически долго. Ответный на обоснованные просьбы горожан машинист экскаватора был призван решать земные задачи. Условия только обозначившегося на карте города, были не очень комфортные. Его знали, как человека пробивного и принципиального во времена не только производственного героизма, но и долгих ожиданий в очередях.

Февраль 1960 года был холодным, капризным. На разрез «Красногорский» в платформах в огромных ящиках, пронумерованных одними и теми же цифрами «23» - заводским номером - поступили комплектующие детали нового экскаватора. Груда металла весом полтысячи тонн после сборки должна была оформиться в новый шагающий экскаватор ЭШ-6/60. Опыта монтажа такой техники ни у кого не было. На монтаж новой техники был направлен машинист Владимир Прибыльнов, были уверены – справится и с этим заданием. Бригадир с Валентином Бредихиным, Михаилом Бубенщиковым, Дмитрием Скубиным после смены первого дня монтажа (2 марта) пообещали друг другу – хоть камни с неба, а монтаж завершить к 1 мая – за два месяца. Продумали технологию монтажа и расписали по этапам. Работали на продуваемой всеми ветрами площадке в любой мороз.

Запустили новую машину к сроку. А тут у его соперника, опытного экскаваторщика Михаила Смирнова, заражавшего всех методом сквозного бригадного подряда, во время погрузки угля отказал подъемный механизм. На помощь к нему пришла вся бригада Владимира Прибыльнова. Вместе быстро исправили поломку.

Не заладилась работа у соседей, что-то случилось с поворотным механизмом. Прибыльнов со своей дружиной снова спешит на помощь.

Не такой он человек, чтобы держать под спудом свои знания и опыт. Благодаря помощи Владимира Яковлевича Михаил Зайцев стал машинистом экскаватора, низовой рабочий (была в те годы такая должность смазчика узлов) Петр Широков научился управлять сложной машиной. Так бригадир понимал внедрение метода сквозного бригадного подряда.

Коллектив разреза во втором году семилетки решил повысить производительность труда на 7 процентов, не иметь ни одного участка, не выполняющего план, бороться с процветавшим в то время пьянством и хулиганством. И вот на тебе – прослышал бригадир, что Дима Скутин, замечательный труженик, всегда готовый помочь друзьям и даже соперникам, дома по-своему снимает напряжение, иногда это граничило со скандалом. Когда к нему наведался сам Прибыльнов для беседы, Дмитрий готов был провалиться сквозь землю. Владимир Яковлевич уму-разуму учить не стал, но дал понять, что в его бригаде своеволия не потерпят.

Когда бригадир узнал, что экскаваторщик разреза попал в вытрезвитель, сам приехал за ним на машине:

- Собирайся, будешь держать ответ на «бригадном круге».

После такой проработки парня было не узнать, он совсем бросил выпивать.

Владимир Прибыльнов считал, что доверие коллектива, награды надо отрабатывать сполна. В 1962 году он уже был полным кавалером знака «Шахтерская слава». Следом за этим сообщением в городской газете опубликована информация, что за неделю до празднования Дня шахтера его бригада вынула 116 тысяч кубометров вскрышных пород – месячное задание перевыполнено на 26 тыс. кубометров. К середине ноября этот коллектив доложил о выполнении годового плана, а через месяц

досрочно справились с годовым планом по добыче угля горняки разреза «Красногорский». За оставшиеся до конца года дни было добыто еще 75 тысяч тонн угля.

В 1960-х годах разрез становился застрельщиком передовых методов хозяйствования, внедрения новых технологий, экономических реформ. «Локомотивом» многих начинаний становилась передовая бригада Владимира Прибыльнова. Он одним из первых доказал состоятельность и выгодность метода хозрасчета. В 1962 году по новым законам работало 62 экскаваторные и буровые бригады. На лицевых счетах передовых коллективов ежемесячная экономия составляла значительные суммы.

Через два года плановая суточная добыча по разрезу «Красногорский» возросла до 7 тысяч тонн. Это потребовало напряжения сил, правильного использования техники, денежных средств, продуманной расстановки кадров. Предприятие включилось во Всекузбасский смотр резервов роста производительности труда, поиск путей снижение себестоимости продукции.

Разрез «Красногорский» в числе шести угольных предприятий страны одним из первых перешел на работу по новой системе планирования и экономического стимулирования. Начался поиск по совершенствованию новой системы, переходу на полный хозяйственный расчет разреза в целом и каждой бригады в отдельности, лучшему использованию основных производственных фондов и повышения рентабельности работы. На всех промышленных предприятиях страны были введены фонды материального поощрения, развития производства. В комиссию по переходу на эту систему была включена работница отдела нормирования Раиса Салюк. Доклад главного инженера Гакия Фазалова по этой теме рассматривался в Министерстве угольной промышленности СССР. Опыт красногорцев обобщили и рекомендовали для руководства на всех предприятиях открытой разработки.

Группа специалистов провела эксперимент и сумела доказать жизненность технологии перемещения грунта драглайнами в выработанное пространство по одноступенчатой схеме. Но в эксперимент вносили корректировки природные факторы.

Существовал психологический барьер освоения драглайнов в условиях скальных пород. Преодолеть его вызвалась бригадаЭШ-6/60 Владимира Прибыльнова. В первые месяцы работы производительность была низкой и зарплата ниже прежней. Механизаторы вместе с группой инженеров разреза упорно искали выход, и он был найден. По предложению красногорцев было дано указание Барнаульскому котельному заводу изготовить ковши усиленной прочности для драглайнов, чтобы черпать скальные породы. Конструкторское бюро завода в содружестве с красногорскими инженерами разработали новую конструкцию ковша с применением технологии изготовления котлов. В результате увеличился срок эксплуатации этого узла в четыре раза.

Вскоре пошли рекорды. Бригады Владимира Прибыльнова, а следом и Сергея Котявина на драглайне ЭШ- 6/60 за сутки на переэкскавации породы доводили объемы до 10 тысяч кубометров каждый при плане 7620 кубометров.

Маяки добились поставленной цели и доказали жизненность самой экономичной и эффективной технологии вскрышных работ. Передовой коллектив сделал убедительный шаг на пути к большим объемам. Полным ходом стали вести вскрышу, которая до сих пор отставала.

За эти поистине героические успехи бригадир Прибыльнов был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина. Министр угольной промышленности СССР Борис Братченко прислал персональное приглашение Владимиру Яковлевичу на торжественное собрание в министерстве в честь Дня шахтера.

Успехи передовых экскаваторных бригад, несомненно, дали толчок инженерной подготовке на вскрышных работах. Именно в те годы родились и были внедрены с высокой эффективностью проекты по поэтапному ремонту экскаваторного парка, наклонному бурению скальных пород, совершенствованию взрывов и еще многое другое. По природной скромности Владимир Яковлевич вряд ли согласился бы с тем, что он стоял у истоков этого движения за высокопроизводительный труд. И все же он и его товарищи не просто безупречно работали, а постоянно думали над увеличением объемов, совершенствованием техники, способах увеличением нагрузок.

Такой факт. В 1965 году объем вскрыши, выполненный драглайнами без предварительного рыхления мехлопатами, составил 49 процентов, в 1966 году – 60, в 1967 - 100 процентов. Все восемь экскаваторов-мехлопат, занятых на рыхлении, были переведены на погрузку вскрышной массы в автотранспорт. Но как возрастали эти нагрузки?

В процессе использования драглайнов на скальных участках часто случались порывы режущей части ковшей, изготовленных на Новокраматорском заводе. Чтобы предупредить подобные аварии, местные рационализаторы -экскаваторщики стали заменять режущие части ковшей драглайнов на зубья мехлопат. И твердые породы покорились. После успешных испытаний завод-изготовитель ковшей перешел на их серийное изготовление по новой конструкции красногорцев.

Своевременная подготовка угольного фронта сказалась на добыче. В 1967 году за досрочное выполнение государственного плана и достижение высоких технико-экономических показателей коллектив разреза «Красногорский» был награжден Красным знаменем Министерства угольной промышленности СССР и ЦК профсоюза работников отрасли.

В тот год передовое предприятие добилось больших достижений по сверхплановой реализация, прибыли, снижении себестоимости продукции. Возросла среднемесячная зарплата трудящихся.

Бригада Владимира Прибыльнова готовилась к покорению новых вершин. В конце 60-х годов впервые на рудник пришли два новых шагающих экскаватора ЭШ-15/90. Их доверили монтировать, вводить в эксплуатацию и осваивать бригадам Героев Социалистического Труда Эдуарда Батурина и Владимира Прибыльнова. Впереди маяков ждали новые рекорды.

Владимир КЕЛЛЕР