Тучин Георгий Ильич


Основатель легендарной тропы

В Междуреченском городском краеведческом музее в День Героя 9 декабря 2010 года соратники и сподвижники Героя Социалистического Труда Георгия Ильича Тучина получили из его рук учрежденную Областным обществом юных краеведов и путешественников «Кузбасс» памятную медаль его имени.

Родители Гоши переехали в Киселевск из города Ряжск Рязанской области. Отец Илья Васильевич был хорошим кузнецом, и проблем с трудоустройством не было. Подрос старший брат Василий и пошел в шахту, а вот Гошу брать не хотели, ему тогда было всего шестнадцать лет. Начальник шахты поставил условие: найдешь среди опытных шахтеров поручителя, приму. У отца был хороший приятель, взрывник, он письменно и поручился за юношу, а Гоше внушил:

- Смотри, парень, нашкодишь, ослушаешься начальство, или не дай Бог, травмируешься мне за тебя отвечать по всей строгости. А законы у нас, сам понимаешь, суровые.

Его взяли в бригаду электромонтажником. Старался парень изо всех своих сил. Понравился бригаде и смекалкой, и трудолюбием, и дисциплиной. Вскоре отец и старший брат засобирались на освоение Томусы. Но вот незадача, Георгия вначале не хотели принимать на работу, а теперь уволиться с шахты было не просто. Пришлось писать заявление самому министру угольной промышленности страны Александру Федоровичу Засядько, чтобы ему разрешили перебраться в Междуреченск на строительство новой шахты.

Семья дождалась санкции министра и отбыла в поселок Ольжерас. Глухомань. Отец продолжил здесь кузнечное дело, а братья после окончания курсов стали шахтостроителями Ольжерасского шахтопроходческого управления. Жить можно было в бараке. Но не тот мужик Тучин-старший:

- Али мы свои дома не поставим, мы можно сказать, в лесу живем, сами и заготовим бревна.

И построили. Сначала отцу с матерью и младшим братишкам и сестренке, а потом и Василию.

Вскоре Георгию подошел срок идти в армию. Ему довелось четыре года служил в авиации на Курилах, острове Уруп. Обслуживал радарную установку, постоянно зондирующую небо. После учебных курсов сержант Тучин стал командиром расчета станции, хорошо изучил работу механиков, обслуживающих военную технику.

Здесь, в авиационном полку на Курильской гряде, отродясь не знали, что такое дедовщина. Была строгость сержантов-командиров, царил в войсках дух победителя великого маршала Жукова. Свой первый отпуск на родину Георгий Тучин удостоился благодаря своей бдительности и природному любопытству. Кто мог подумать, что копая в поле червей для рыбалки, он наткнется на монолитный бетон. Немедленно доложил об этом командиру взвода. Стали вместе копать и обнаружили хранилище с боеприпасами, а позднее идеально ровную взлетно-посадочную площадку. Она осталась от японских милитаристов.

Вернулся в Томусу, когда поселок уже стал носить имя города Междуреченск. На проектную мощность выходили шахта «Томусинская 1-2», разрез «Красногорский». Через Усу проложили мост, на север к новым угольным месторождениям через реку Ольжерас уходили шоссейная и железная дороги, поднимались великолепные дома на проспекте Коммунистический.

Началось строительство новой шахты «Томусинская 5-6». Сюда и пришел Георгий Тучин рядовым проходчиком.

Ему довелось работать в бригаде будущего Героя Социалистического Труда Алексея Филипповича Бикетова. Это была великолепная школа проходки капитальных горных выработок. Паренек снова оказался на своем месте. Профессиональный опыт у него сочетались с природной смекалкой, спокойным уравновешенным характером. В то время особенно ценилось умение быстрыми темпами обеспечивать уходы. 250-300 метров в месяц для передовой бригады считались отличными показателями. В 60-е-70-е годы штреки проходили в основном с помощью взрывчатки. Подземный механизатор Георгий Ильич быстро изучил возможности поступавших на пусковую шахту новых комбайнов. Технику он полюбил на армейской службе, где к содержанию авиационного оборудования и агрегатов высочайшие требования, исключающие отказы и аварии. Машинист комбайна Тучин всегда считал, что работать глубоко под землей в ограниченном пространстве в условиях повышенного горного давления, постоянного притока воды, отслаивания породы и угля не менее опасно, чем подняться в небо на не прошедшем детальное техническое обслуживание самолете. Устройство всех комбайнов он изучил так, что и в темноте мог разобрать и собрать любой узел.

Армейская требовательность командира расчета в нем осталась. Кому как не Георгию Ильичу было предложено руководить коллективом. В характеристике того времени было написано: «За неутомимость в деле, высокую требовательность к себе и товарищам по работе, внимательное отношение к людям ему доверено руководство горнопроходческой бригады».

Обычно мягкий в общении, допускающий компромиссы в спорных вопросах, он становился непримиримым к случаям разгильдяйства, поверхностного осмотра техники, любого нарушения паспорта крепления. Обмануть профессионала было невозможно. Тучин быстро находил причину и виновников сбоев и во всех сменах быстро был наведен порядок.

Бригада, что называется «гремела» на весь Кузбасс рекордами и достижениями. За безупречный труд, высокие технико-экономические показатели, досрочное выполнение обязательств Георгий Ильич был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1971 году за особо выдающиеся трудовые достижения его бригады и личные успехи ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина.

В городском краеведческом музее сохранилось представление о занесении в 1978 году Георгия Ильича Тучина на городскую Доску почета. К нему прилагались показатели за первый квартал: план – 180 метров, факт 226 метров, выполнение плана – 126 процентов, выполнение нормы выработки – 119, выполнение плана производительности труда – 110 процентов. И это по всей бригаде, работать вполсилы руководитель никому не позволял. Кстати, были показатели нормы выработки в этом коллективе и выше – 130 и более процентов.

Георгий Ильич стал Почетным шахтером, полным кавалером знаков «Шахтерская слава». Его все больше нагружали, да и сам он уже не мог довольствоваться одними рекордными показателями. Решил: пока не поздно, надо окончить горностроительный техникум. Это не освободило его от обязанностей члена парткома шахты и городского комитета партии. Его избирали делегатом XXV съезда КПСС.

Но об одной стороне его бурной общественной жизни до сих пор мало кто знает. Корни ее идут, пожалуй, от любви к дикой природе во время службы на Курильской гряде, проживании на лоне родной междуреченской природы и проникновении к истории этого края. Известный по всей Сибири организатор детского туризма Михаил Шевалье во многом обязан бурной жизни на людных тропах Кузнецкого Алатау поддержке своего старшего товарища Георгия Ильича Тучина.

В 1980 году на Алгуйском урочище Поднебесных Зубьев прекратил свое существование рудник по добыче талька. Ликвидировалась и база в таежном поселке Амзас. Большое поселение с улицами сибирских пятистенников и многочисленных построек была приговорена к вымиранию.

Михаилу пришла в голову абсурдная по тем временам идея – открыть на базе поселка детскую туристическую базу. К кому обратиться за помощью?

Директор СПТУ №37 Александр Серафимович Воздвиженский согласился взять базу под свое крыло.

Потребовался энергетический инерционный толчок. И его взял на себя непререкаемый авторитет, горняк, Герой Социалистического Труда Георгий Ильич Тучин. Он беспрепятственно открывал двери неприступных столичных кабинетов. По его инициативе в Государственном комитете РСФСР по профессионально-техническому образованию родилось решение о создании туристической базы Кемеровского областного управления профтехобразования при СПТУ №37 города Междуреченска с содержанием за счет 23 процентов доходов от заработной платы практической деятельности учащихся.

В заброшенном таежном поселке закипела жизнь. Вместе с Тучиным задумали увековечить имя легендарного двадцатилетнего командира Красной Армии Аркадия Петровича Гайдара-Голикова, воевавшего в Кузнецком Алатау с бандитами. Тучин возглавил делегацию в Москву междуреченских туристов-общественников, которая встретилась с контр-адмиралом Тимуром Аркадьевичем Гайдаром, его супругой, профессором института военной истории, доктором наук Ариадной Бажовой, их сыном будущим премьер-министром России Егором Гайдаром. Они согласились быть почетными гостями слета.

Первый областной слет членов Всесоюзного добровольного спортивного общества «Трудовые резервы», посвященный 80-летию детского писателя Аркадия Петровича Гайдара состоялся. Начальник Новокузнецкого отделения железной дороги Аман Гумирович Тулеев по просьбе Тучина распорядился снарядить диковинный паровоз и прицепить к нему туристический поезд «Снежинка». В нем на станцию Лужба съехалось более восьмисот юношей и девушек. В распоряжение был отдан вагон-ресторан с горячим питанием, организована подача кипятка для всех участников слета. А главное, большинство тогда прошли по многокилометровой тропе к вершине, названной именем Гайдара.

С тех пор началась многолетняя дружба с Тимуром Гайдаром. Георгий Тучин вместе с легендарной семьей выезжал на берег Днепра, чтобы преклонить голову перед прахом Аркадия Петровича и похороненным в пяти шагах от него Тараса Григорьевича Шевченко.

Прошло более тридцати лет, а Георгий Ильич не изменился. У него по-юношески сверкают голубые глаза. Он мечтает еще раз пройти по тропе героя. В любом случае, он благословляет поколение на новые покорения своих жизненных вершин.

Владимир КЕЛЛЕР