У истоков

Исторические вехи Грамотеинского разреза


Исторические вехи Грамотеинского разреза

Автор этого материала Александр Николаевич Рудаков с 1981 года работает на Моховском разрезе, из них 28 лет — помощником экскаваторщика.

Александр Николаевич — человек, увлеченный краеведением. Его интересует археология, палеонтология, палеоботаника — науки, которые напрямую связаны с вопросами возникновения угля в нашем шахтерском крае. Последние два года занимается историей Грамотеинского разреза.

На карте города Ленинска-Кузнецкого, в районе 4-го участка, есть еще остатки некогда большой улицы Грамотеинской. Ветхие бараки и маленькие частные домики снесены в последние годы с подработанной шахтоуправлением «Кольчугинское» территории. А в начале 50-х годов в этом районе города развивалось бурное промышленное строительство.

В этом месте на Ленинском (Кольчугинском) руднике стали развивать добычу угля открытым способом. При первых днях рождения разрезу была отведена окраина города — бывшая территория старого мясокомбината. В прошлом это был небольшой участок открытых горных работ шахты «Журинка-3». В 1954 году на этот участок стали поступать экскаваторы, бульдозеры, буровые станки и другие машины. Грамотеинское шахтостроительное управление треста «Ленинуголь» развернуло работы. Построили механический цех, гараж, эстакаду для погрузки угля в железнодорожные вагоны и рабочий поселок для механизаторов. При шахте «Журинка-3» организовали курсы по обучению машинистов экскаватора. Одними из первых стали повышать свою квалификацию, чтобы управлять шагающими экскаваторами слесари по ремонту машин на шахте «Журинка-3» Черданцев, Морозов, Шалунов, Рябов, Прокопенко.

На разрезе работали однокубовый и четырехкубовый шагающие экскаваторы, экскаватор для выемки угля и крепких пород системы «УЗТМ».

2 февраля 1955 года приказом № 30 треста «Ленинуголь» был сдан в эксплуатацию разрез «Грамотеинский» с проектной мощностью 300 тысяч тонн угля в год.

Первым директором был назначен Владлен Данилович Ялевский, который до этого работал на шахте имени 7 Ноября и зарекомендовал себя грамотным инженером. С первых дней его назначения он столкнулся с большими трудностями, связанными с потерей проектных запасов. Оказалось, что разрез построен почти на «гольной» породе, практически не имея запасов угля. В.Д. Ялевскому было поручено трестом «Ленинуголь» искать настоящие запасы угля.

Залежи угля, который можно было добывать открытым способом, были найдены за двадцать километров от основного запроектированного поля в пойме реки Иня, в районе шахт «Полысаевская-1» и имени 7 Ноября.

В короткий срок, без срыва государственного плана по добыче угля было принято решение перебросить всю имеющуюся технику в новый район. Были разобраны по узлам два шагающих экскаватора, перевезены на новое место и снова смонтированы. Отгрузив последний уголь в карьере на 4-м участке, вышел на демонтажную площадку последний из трех, 180-тонный экскаватор СЭ-3 под номером 907. Перед специалистами встал сразу же вопрос, как перегнать эту «махину» на новое место. Машинисты экскаватора Задиран, Олин, механик участка Лычак применили рационализаторское предложение — предложили для перемещения экскаватора дизельную установку с генератором постоянного тока. Сняв с экскаватора генератор поворота с возбудителем, смонтировали дизель на санях. Передвижная электростанция была готова. Таким образом, экскаватор своим ходом и буксировал свою электростанцию. Горожане с интересом наблюдали за движением огромной техники по городу. За полмесяца этот огромный шагающий агрегат был на новом месте между Полысаево и «семеркой», где угольный пласт был уже вскрыт бульдозерами.

Получив вторую прописку, Грамотеинский разрез стал раздвигать свои границы. Стали строить механический цех, кузницу, бункер, административно-бытовой комбинат, клуб, общежитие для рабочих. Было пройдено около 800 метров подземного уклона под железнодорожное полотно для транспортировки и погрузки угля.

Руководству разреза пришлось решить и главную проблему. Запасы угля, которые нашли, находились на пойменной части реки Иня, нигде еще в России, тем более в Кузбассе, не брали уголь в таких условиях. Чтобы подступиться к углю, приняли решение оградить участок открытых работ дамбами. Через них вода не смогла прорваться и затопить забой. В результате дамбы выдержали, дешевый уголек потек. О новаторстве В.Д. Ялевского, технических служб разреза писали газеты. Всего два года проработал Владлен Дмитриевич на Грамотеинском разрезе, но оставил о себе добрую славу первооткрывателя, сегодня современники называют его патриархом угольной промышленности Кузбасса. С его именем связаны многие угольные предприятия — трест «Ленинскшахтострой», объединение «Южкузбассуголь», институт «Конверс­кузбассуголь». Последние его разработки связаны с шахтой «Котинская», «Котинская-2».

Десять с небольшим лет работал Грамотеинский разрез, приказом комбината «Кузбасскарьеруголь» №248 от 13 августа 1966 года на базе участка №3 «Грамотеинского» разреза и Моховского участка «Прокопьевского» разреза №8 был создан разрез «Моховский». Дата рождения его — 1 сентября 1966 года. Новый угольный разрез, новые достижения и открытия и уже другая история, которую напишут своим трудом «моховцы».

Снимок 1954 года. Из домашнего архива семьи Рудаковых. Монтаж экскаватора СЭ-3 №907 (первый электрический экскаватор («мехлопата») Грамотеинского разреза.

Слева направо: экскаваторщики — Иван Шалунов, Николай Рудаков, Петр Шабалин — бригадир (поиск остальных рабочих продолжается)