Шаг в завтра

«УК» встретился с Николаем Николаевичем Чикалевым, генеральным директором ООО «КАРАКАН ИНВЕСТ», и Александром Михайловичем Евтенко, директором по строительству.


«Будущее — не за отдельными шахтами, разрезами, а за объединениями, кластерами предприятий, которые реализуют полный цикл, всю производственную цепочку — от добычи угля до его конечной переработки», — сказал Аман Гумирович Тулеев. Пример создания такого кластера сегодня демонстрирует ООО «КАРАКАН ИНВЕСТ», формируя уникальный для России комплекс в Беловском районе на базе Караканского угольного месторождения

Для того чтобы подвести итоги уходящего года для компании, корреспондент «УК» встретился с Николаем Николаевичем Чикалевым, генеральным директором ООО «КАРАКАН ИНВЕСТ», и Александром Михайловичем Евтенко, директором по строительству.

— Конечно, наших читателей, в первую очередь, интересует ситуация со строительством железнодорожных путей необщего пользования. В начале 2013 года оно должно начаться. Все идет по плану?

А. Е.: — Мы заканчиваем оформление договора на технологическое присоединение с Западно-Сибирским отделением РЖД, согласно которому в начале следующего года начнутся работы по присоединению железнодорожного пути необщего пользования к железнодорожной линии общего пользования на станции Улус. После чего мы получим выход на пути общего пользования. Напомню, что общая протяженность железной дороги от станции Улус-Углесборочная до станции Углепогрузочная составит 32,6 километра. Ее пропускная способность с момента ввода в эксплуатацию будет увеличиваться поэтапно: с 3 до 6 млн тонн в год.

— Известно, что такое начинание далось вам непросто…

А. Е.: — Да, переговоры проходят тяжело. Достаточно сложно двигается и сам процесс оформления договора на присоединение. Но в текущем году он будет подписан, то есть можно твердо предполагать, что названные работы начнутся в 2013 году. Все зависит от наших партнеров — Западно-Сибирского отделения РЖД. Мы готовы.

— Что еще в ближайших планах деятельности компании?

А. Е.: — Планы у нас большие, и много делается уже сегодня. Так, на настоящий момент ведутся работы по реконструкции и строительству административно-бытового комплекса (АБК) для работников разреза «Шахта «Беловская». Мы прилагаем все усилия, чтобы сдать первую очередь до нового года. А это — моечное отделение, прачечная, помещение для ремонта спецодежды и прочее. Вторая очередь подразумевает столовую с пунктом выдачи горячего питания для работающих на разрезе и медпункт, но они будут введены в эксплуатацию немного позже, в начале следующего года.

— АБК, судя по вниманию к нему, объект дня № 1?

А. Е.: — Это так. Посчитайте: общая площадь построенных и реконструируемых площадей объекта составляет 2 850 м2. Площадь старого АБК равнялась 750 м2, то есть мы почти в 4 раза увеличиваем ее. Главное, что заботит нас всех, — улучшение условий жизнедеятельности работников предприятия.

Хочу обратить особое внимание на следующий момент. Для кластера не существует более или менее важных объектов, комплексный подход подразумевает именно комплексное, целостное строительство. Поэтому одновременно с созданием железнодорожной ветки и строительством АБК мы занимаемся — совместно с китайскими партнерами — проектной подготовкой уникального предприятия «шахта-разрез», на котором добыча угля будет производиться открытым и подземным способами.

Уже подписан договор на разработку технико-экономических показателей будущего проекта, он уже в работе, и в начале декабря китайские партнеры приедут к нам для обсуждения первых результатов работы.

Следующим шагом станет заключение договора на проектирование, после чего мы планируем — в конце следующего года — начинать строительство шахты.

— Вы произнесли слово «уникальное» по отношению к предприятию «шахта-разрез». В чем это проявляется? Есть ли аналогичное предприятие в России? В мире?

А. Е.: — В мире есть, в России нет. Технологическое отличие предприятия от тех, что имеются в стране, очевидно. Уникальность проекта состоит в том, что используются преимущества открытого способа разработки для вскрытия и подготовки угля с последующей его разработкой подземным способом. При этом предполагается проектирование и строительство совмещенной инфраструктуры, а также водоотлива и энергоснабжения для шахты и разреза. Также планируется комбинированный способ транспортировки угля открытой и подземной разработок. Таким образом, при этой технологии, мы предполагаем, использование инвестиций — более рационально.

Н. Ч.: — Хочу добавить, что эффективность отработки запасов в случае сочетания открытых и подземных работ значительно повышается. И следующий момент — целесообразность использования единой для шахты и разреза инфраструктуры (к примеру, погрузочного, сортировочного комплексов) логичным образом приводит к значительной экономии средств.

— Холдинговая компания «КАРАКАН ИНВЕСТ» отличается мощнейшим научным потенциалом (уже исходя из научных званий руководящего состава). Почему она прибегает к помощи интеллекта китайской стороны?

Н. Ч.: — Мы стараемся применять передовые технологии, поэтому используем мировой опыт. У китайских специалистов большая практика проходки стволов и хорошее оборудование. На сегодняшний день согласно соотношению «цена — качество» китайцы — на первом месте.

— Будет задействована рабочая сила китайской стороны?

Н. Ч.: — Да, контракт подразумевает китайскую технологию, оборудование и персонал на весь период строительства — вплоть до сдачи объекта «под ключ». Эксплуатировать его будут наши, кузбасские, работники.

— Новое производство, вероятно, побуждает вас развивать инфраструктуру?

А. Е.: — Не дожидаясь введения в эксплуатацию нового производства, мы уже занимаемся созданием комплекса надземных зданий инфраструктуры ЗАО «Шахта «Беловская». Подписан договор с ОАО «Кузбасс­гипрошахт», согласно которому планируется строительство ряда сооружений, в том числе — блока для ремонта «БелАЗов», мехмастерские, склад и прочее.

Н. Ч.: — В планах собственника компании строительство общежития на 50 семей. Ведем предпроектную проработку. Здание будет расположено недалеко от АБК, на площадке Нового Каракана. Очень серьезное и затратное намерение, но улучшать условия жизни работников необходимо, собственник это хорошо понимает.

А к вопросу про инфраструктуру нового предприятия — уже запланировано строительство 3-й очереди АБК, рассчитанной как раз на соответствие требованиям шахтеров-подземников (мойки, секции для спецодежды и прочее).

Наша политика очевидна: формировать собственный кадровый потенциал, создавая условия как для работы, так и для интеллектуального, карьерного роста людей.

— К слову, ваши обязательства, предусмотренные соглашением о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией Кемеровской области и ООО «КАРАКАН ИНВЕСТ» на текущий год, насколько известно, уже перевыполнены. Планируете ли, несмотря ни на что, вести такую социальную политику в дальнейшем?

Н. Ч.: — Готовимся к заключению очень насыщенного по социальным обязательствам пакета соглашения на 2013 год. Впрочем, достаточно много делается и сверх этого соглашения, по инициативе собственника. Так, в декабре приобретаем еще один вахтовый автомобиль, чтобы людям было удобно добираться до места работы. Вроде мелочь, но именно из таких моментов складывается общий комфорт для труда на предприятии.

Про отдых работников тоже не забываем. Сегодня пытаемся развить линию санаторно-курортного лечения сверх того, что положено людям в рамках социального страхования, составляем программу.

— А как насчет повышения заработной платы в 2013 году?

Н. Ч.: — Это условие прописано в соглашении, оно подразумевается руководством компании и без соглашения. Рост зарплаты, естественно, будет происходить в 2013 году — в соответствии с производственными и социально-экономическими условиями, ситуацией в Кузбассе и в России. Предприятие растет, и мы стараемся постоянно совершенствоваться. Считаю хорошим делом появление сайта ООО «КАРАКАН ИНВЕСТ». Открытость информации о жизни компании позволяет постоянно обновлять его содержание, рассказывать о достижениях, целях, задачах…

— Как вы оцениваете итоги 2012 года с производственной точки зрения?

Н. Ч.: — Лаконично говоря — год високосный. Но мы справляемся.

Несмотря ни на что, завершаем год с хорошими производственными показателями. Расширяем ресурсы — не так давно выиграли в аукционе на получение права разрабатывать запасы; сегодня имеем в ресурсе 300 миллионов тонн запасов угля, что позволяет создавать действительно эффективные предприятия.

Укрепляем бренд продукции, вышли на многих потребителей без посредников и напрямую заключили договоры. Отработав железнодорожную логистику, гарантированно можем отгружать 3 миллиона тонн угля в год по железнодорожным путям. Соответственно заключаем долгосрочные контракты на 2013 год.

— Кто является основным потребителем вашего угля?

Н. Ч.: — Мы по-прежнему развиваем внутренний рынок, поставляя на него часть угля, но экспортные поставки не бросаем.

— Говорят, что в 2012 году даже оставаться на плаву было сложно, тем более развиваться. У вас все получается — за счет чего?

Н. Ч.: — Согласен, год не из простых. Ожесточается конкуренция на рынке. Главное — держать себя в тонусе, снижать издержки производства, быть предельно точными в своих планах, принимать решения коллегиально, то есть обсуждать их со всеми специалистами, что помогает принять наиболее правильный вариант.

— На едином дыхании вы предоставили бизнес-инструкцию для начинающих руководителей отрасли. А каковы ваши пожелания шахтерам Кузбасса, да и всем кузбассовцам, на 2013 год.

Н. Ч.: — Быть успешными и уверенными в завтрашнем дне.

Здоровья, счастья и трудовых достижений!

Лариса Филиппова

Более подробную информацию о ООО «КАРАКАН ИНВЕСТ» вы можете найти на сайте предприятия:

www.karakan-invest.ru