Шкляев Александр Николаевич

Поскольку у Николая Александровича и Клавдии Петровны смыслом жизни был крестьянский труд, а главным делом - пчеловодство, то и у старшего сына цель была ясная: поступить в Новосибирский сельхозинститут, потом получить квалификацию инженера-пчеловода в Рыбинске…

  • Просто друзья  » Click to zoom ->

    Просто друзья

  • Школьный класс  » Click to zoom ->

    Школьный класс

  • В большой семье  » Click to zoom ->

    В большой семье

  • Разрез «Междуреченский»  » Click to zoom ->

    Разрез «Междуреченский»


НА ТАКИХ МНЕ ВЕЗЛО!

Александр Николаевич ШКЛЯЕВ

Поскольку у Николая Александровича и Клавдии Петровны смыслом жизни был крестьянский труд, а главным делом - пчеловодство, то и у старшего сына цель была ясная: поступить в Новосибирский сельхозинститут, потом получить квалификацию инженера-пчеловода в Рыбинске…

Но в 1966 году народное образование Советского Союза «выдало» сразу два выпуска – 10 и 11 классы - абитуриентов в институтах удвоилось, а он из-за перелома ноги попасть в первый поток на экзамены в Новосибирске не смог, и документы ему просто прислали обратно. Зато передовой совхоз «Салаирский» получил пополнение, - директор В.Н. Сорокин парня знал, и сразу доверил ему центральную весовую. Дело ответственное!

В семье Шкляевых, как и во всех деревенских семьях, трудиться начинали, когда начинали ходить. Надо было полоть, поливать, собирать ягоды, давать сена корове, - работы по дому на любой возраст! К тому же, старшему из пятерых сыновей приходилось ещё и выполнять своеобразную обязанность бригадира, - с него был вечером родительский спрос за всю «бригаду» сразу.

А летом село пополнялось молодёжью – в хозяйство прибывал стройотряд, студенты строили коровники, строили многое другое, и попутно являли настоящий пример местной ребятне. Они были старше, они были спортсмены, по вечерам обязательно – футбол, танцы, а то и концерт! Это не считая песен под гитару до первых петухов, и, к слову, безо всякого спиртного…. Но главное, были их рассказы о взрослой жизни, о шахтах, о практике, о возможности заработать. Наслушавшись, он взял, да и рванул в Киселёвский горный техникум, и не опоздал, попал в группу дополнительного набора Р- 66 д. Кузбасский политех у него будет потом…

Любовь к шахтерскому труду прививал новичкам директор В.Н. Чепля лично. Это был шахтостроитель, с красным институтским дипломом, имевший большую практику. Он любил молодёжь, и знал, что ей сказать.

А далее пусть Александр Николаевич расскажет о своей жизни сам.

- В важности и нужности шахтерского труда я убедился на первой же практике на шахте «Карагайлинская» – за месяц получил в два раза больше отца – колхозника! Как, наверное, все молодые люди, я хотел работать там, где всё только начиналось, где много молодёжи, много своих. И, вместе со своими, постарался попасть в группу, которая получила направление в Междуреченск. Так и попал на разрез «Томусинский 7-8», которому было всего 4 года, и он ещё не назывался «Междуреченским». Ребята устроились кто на «Распадскую», кто на «Томскую» или ещё куда.

О молодых специалистах на разрезе была проявлена прямо родительская забота: нам дали места в общежитии, направили на прохождение техники безопасности, закрепили наставников на рабочем месте, выплатили подъемные и т.д.

И кто мог тогда сказать, что разрез станет для меня школой трудового воспитания, познания секретов горного мастерства, мужской дружбы, профессионального роста, главным и почти единственным предприятием в моей трудовой биографии. Он только начал работать, и напоминал обычную новостройку, наделенную только самым минимумом: был бытовой комбинат, погрузочный комплекс, столовая, фабрика, маленький мехцех, и ни одного гаража, и много чего ещё не было. Зато были сложнейшие горные работы с водоразделами, глиной и «яйцами» из песчаника, в одном месте экскаваторы тонули, в другом не могли пройти через крепкие песчаники. Из кабины экскаватора это всё хорошо постигалось.

На этом разрезе я прошел путь от помощника машиниста до генерального директора объединенных предприятий акционерного общества «Междуречье». Учителями были рабочие, бригадиры, начальники участков, а также известные в будущем руководители – А.А. Подшивалов, В.И.Тимошин, Н.О. Чолах... Неоценимую роль в превращении меня в специалиста, сыграл, конечно, директор разреза Гакий Тагирович Фазалов. Его подход к ликвидации возникающих проблем, обнаружению болевых точек в производственном процессе, его огромный личный опыт учил нас всех, и неминуемо отражался на результатах работы.

Запомнились годы тем, что мы всегда что-то строили, совершенствовали, придумывали, изобретали, создавали свои, разрезовские, обычаи и нравы, - если можно так выразиться.

Приятно, что многие технические новшества внедрены были именно на нашем разрезе: запуск шагающего экскаватора на железнодорожном отвале, бурение негабаритов, применение «бороны» на автодорогах, взрывание железнодорожных уступов без снятия рельсовых путей, строительство комплекса для механизации взрывных работ, возведение современной котельной и т.д. К слову, в моём листке по учёту кадров есть запись, что обладатель его тоже является автором двух изобретений. Интересно было…

Более трудными, неопределенными, политизированными оказались памятные всем девяностые. Волею судьбы в это время мне пришлось работать директором, а потом и генеральным директором предприятия.

Директорам объединенных предприятий – Б.Ф.Салтымакову, Н.В. Дульневу, А.А. Миклашевичу и мне, вместе с коллективами, удалось не только уберечь предприятия от банкротства, но и к 1999 году объединить их в одно огромное комплексное предприятие, способное решать все производственные задачи. В него, кроме собственно разреза, вошли автобаза, погрузочно-транспортное предприятие, асфальтовый завод, завод взрывчатых веществ, телефонная станция, щебеночный цех, комплекс ремонта и наладки всего горного и транспортного оборудования, и даже колхоз в Алтайском крае, неплохо выручавший наших людей в трудную годину. А ещё общежитие, детские сады, база отдыха, медпункт, стоматологический кабинет с оборудованием для протезирования, магазины, детский оздоровительный лагерь. Вот чем стало «Междуречье»!

Был создан полный комплекс обслуживания производственных процессов и удовлетворения социальных нужд работников предприятия. Разве что, только своей электроэнергии у нас не было.

Как это всё делалось, всё собиралось и слаживалось? По-разному, вот пример.

Когда к руководству областью пришёл А.Г.Тулеев, наше предприятие только начало строить завод по производству взрывчатки по шведской (нобелевской) технологии, тем не менее, на нём на 90% компонентов использовалась продукция кемеровского «Азота». Запуск завода давал 80 рабочих мест, на нём исключался тяжелый физический труд, исключалось влияние на природную среду и здоровье людей. Выпускаемые ВВ должны были стать в два раза дешевле обычного и, главное, деньги оставались в области, и большой «Азот» получал стабильный заказ... Строительство начали, но в зигзаговой экономике тех лет скоро выяснилось, что для продолжения денег нет. И тогда А.Г. Тулеев принял решение, для нас поистине судьбоносное: заканчивать стройку за счет отсрочки платежей в областной бюджет. Примеру губернатора последовал и глава города С.Ф. Щербаков.

…А вообще-то вспоминается всякое. Вот совсем давний случай. Я, молодой инженер по буровзрывным работам, получаю задачу от директора Г.Т. Фазалова: на вскрыше пластов взрывать железнодорожные уступы без разборки путей. Задача казалась невыполнимой, хотя идея хорошая, экономия и эффективность бесспорны, но как научиться управлять взрывом, мгновенным перемещением сотен тысяч кубометров горной массы, это же не из ружья выстрелить… Провели сотни опытных взрывов, сотни замеров развала породы, завалили и привели в негодность километры железнодорожных путей. Но, в конечном счете, задача была решена. И сегодня взрывать уступы без снятия рельсов – никакое не событие, а рядовая работа.

Не забывается и такая проблема: каждую весну автомобильные дороги «проваливались» из-за таяния «слоёного пирога» из снега и щебня. С приходом мощных самосвалов «Комацу» вопрос проезда их по дорогам разреза стал главным, требующим безотлагательного решения, потому что автомобили весной простаивали неделями из-за бездорожья. Что делать? Стали искать решение, и оно было найдено «в бороне»! Да, в «бороне», - первая конструкция из зубьев угольного комбайна и венцовой шестерни экскаватора была очень похожа на борону. Были созданы и опробованы десятки конструкций, прежде чем мы дошли до нужного образца, и дороги стали проезжими в любой сезон.

Скажу банальность, но это действительно так: положительно сказываются на работе предприятия семейные династии. Когда на предприятии работают отцы и дети, братья, сёстры и другие родственники, появляется чувство взаимной ответственности и переживания за неудачи и промахи родственника. А потом и чувство гордости за его хорошую работу! Мы всячески поддерживали родителей, которые приводили своих выросших сыновей и дочек на работу, устраивали, даже когда рабочие не требовались. Свой лишним не будет! И я делал это, даже когда разрез переходил от общественной собственности к частной.

Кто тогда, в 1991 году, мог подумать, что огромное, как по размерам, так и по стоимости основных фондов, предприятие окажется в частных руках? Но я со своим коллективом сделал это, провёл без потерь, без банкротства, и уж тем более - без закрытия предприятия.

В том далеком 1991-м, мы с коллективом в одночасье остались один на один со всеми проблемами: не осталось над нами единой управляющей структуры. Никто не контролировал ни производственную, ни финансовую сторону деятельности: кто, когда и как возьмет эти функции, мы не знали. Сами учились продавать, сами покупать, самостоятельно расходовать средства… Многие предприятия в этот период разорялись, банкротились, меняли облик и профиль. Скажу, что выдержали это испытание не все, но «Междуречье» выдержало. Мы смогли найти и создать структуру, которая обеспечила выживание коллектива в данных условиях. Огромную роль в становлении коллектива в этот период сыграли профсоюзные лидеры Н.А.Ярыгин, А.Г.Дышловой, Н.В.Пятаев, С.В. Гуманиченко...

Хочется отметить, что этому способствовало в первую очередь наличие добросовестных, грамотных специалистов как среди рабочих, так и среди руководящего состава предприятия. Это был мозг предприятия, его движущая, вдохновляющая и направляющая сила, сочетание молодых и жаждущих трудиться, с опытными и степенными. Вспоминаю имена И.А. Боковиковой, С.Л. Евдокимова, А.Н. Евсеева, Г.А.Беляева, Т.И. Соколовой, и многих других

Неоценимую, огромную помощь в становлении предприятия в переходный период оказал институт НИИОГР под руководством В.А.Галкина. Сегодня те дни вспоминаются с улыбкой, но тогда… Первый мой приказ о проведении семинара-учебы со 2 по 8 мая был встречен бойкотом, даже директора не все пришли на первые занятия, тем более, что они продолжались по 12 часов! Без увеселений, без угощений: 1,5 часа - занятие, 15 минут - перерыв, 30 минут обед - всё строго, всё, повторяю, «всухую». Итоги семинаров ложились в основу плана развития предприятия. На занятиях все были «студентами», и, как в студенческую пору, чувство гордости возникало у тех, чьи предложения после обсуждения попадали в план развития предприятия. К слову, все последующие семинары проходили при 100-процентной явке работников! А не попадавшие в списки приглашенных, чувствовали себя не совсем комфортно.

Благодаря этим занятиям коллектив обошелся без забастовок, цену забастовкам мы знали с цифрами в руках... Учёба стала коллективным органом управления целевого, стратегического и объективного направления развития предприятия. Этим методом управления пользовались В.И. Кузнецов, Г.И.Козовой и другие известные мне руководители.

Итогом стало создание предприятия с новой организационной структурой, динамично развивающимся комплексом. Выбранный нами путь не дал снизить производство, сократить численность людей. Производительность оборудования перешагнула прежние достижения и стала постоянным показателем роста. Трижды коллектив выбирал меня на пост генерального директора акционерного общества «Междуречье», это было в 1993, в 1996, и в 1999 годах. Выбирали люди, меня им сверху не назначали.

За те десять лет мы приобрели пять мощнейших шагающих экскаваторов, построили уже упомянутый завод ВВ, котельную с современным циклом технологического управления, колбасный и мукомольный цеха, хлебопекарню, приобрели колхоз, позволивший решать продовольственную программу для трудящихся, решили вопросы технического обслуживания всего оборудования предприятий.

Такой план развития предприятия позволил в 2002 году увеличить добычу угля на 2 млн. тонн в год ( прибавка на 30%) без ввода новых мощностей. Не какое-то другое, а именно «Междуречье» получило право показать свои горные работы президенту России В.В. Путину.

Сколько же потребовалось моральных и физических сил, бессонных ночей и многодневных командировок, чтобы решать сотни «кроссвордов» по снабжению, организации производства, добыванию «живых» денег… Спало напряжение при решении многих проблем лишь с приходом в область А.Г.Тулеева. Последняя забастовка в Междуреченске была в 1998 году. Хорошо помню: приехавший тогда в город Тулеев открыл совещание в 2 часа ночи, и руководители не ушли до утра, пока не нашли компромиссное решение для прекращения стачки – это его стиль. И как хорошо, что мне иногда всё же везло на подобных руководителей над собой, и рядом, и всюду.

…Такими были годы работы на предприятии, которое когда-то началось с разреза «Томусинский 7-8».

Награждён медалью «За заслуги перед Отечеством». Полный кавалер знака «Шахтёрская Слава».

 Виктор КЛАДЧИХИН