Ситуативная корректировка

Программа развития отрасли до 2030 года


Программа развития угольной отрасли до 2030 года, представленная Министерством энергетики РФ, подверглась обсуждению на заседании правительства России

Дмитрий Медведев, председатель правительства РФ:

— Угольная промышленность — одна из важнейших отраслей топливно-энергетического комплекса. В последние 10 лет она неплохо развивается, демонстрирует приличные темпы роста — уровень добычи превышает 350 миллионов тонн в год, увеличивается производительность труда, привлекаются инвестиции в обновление основных фондов, в создание добывающих и обогатительных мощностей, большее внимание уделяется обеспечению безопасности труда горняков.

В документе «Долгосрочной программы развития отрасли» предлагается актуализировать задачи, сроки, ожидаемые результаты реализации этой программы, более полно учесть современные тенденции на различных рынках, в частности — что актуально не только для угольной отрасли — обратить более пристальное внимание на Азиатско-Тихоокеанский регион, на формирование новых производственных центров в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Проект программы включает в себя семь подпрограмм. Предусмотрено решение социальных вопросов, в том числе гарантия социальных выплат, дополнительное пенсионное обеспечение бывшим работникам отрасли, а также дальнейший снос ветхого жилья на территориях выработок. Всего затраты на реализацию программных мероприятий оцениваются в сумму более 5 триллионов рублей в общей сложности на весь период.

Среди ожидаемых результатов — увеличение среднегодового прироста объемов запасов угля до 530 миллионов тонн. Будут введены новые мощности (всего на 505 миллионов тонн) и модернизированы существующие (порядка 370 миллионов тонн). Планируется наращивать поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт, развивать железнодорожную инфраструктуру и портовые терминалы. Энергоемкость также должна снижаться, ориентировочно в 1,5 раза. Будут также увеличены объемы производства синтетического жидкого топлива.

Хотел бы сразу отметить, конечно, что углю трудно конкурировать по экономической и экологической составляющим с газом, это понятно. Тем не менее мы заинтересованы как государство в диверсификации своего энергобаланса, в стимулировании появления современной и безопасной для окружающей среды угольной генерации.

Александр Новак, министр энергетики РФ:

— Около 16% в энергобалансе потребления составляет потребление угля. Но я хотел бы и дополнительно отметить, что угольная отрасль на сегодня является, наверное, единственной отраслью, которая после структурных преобразований полностью адаптировалась и реально живет в рынке. Фактически нет государственных предприятий, производство и реализация продукции осуществляются частными предприятиями в условиях абсолютно рыночного ценообразования. Финансирование инвестиционных проектов также осуществляется за счет собственных и привлеченных средств.

Несколько слов о текущем состоянии отрасли. Можно сказать, что для угольной промышленности последние 10 лет были этапом стабильного развития, хотя, конечно же, в отрасли есть и ряд системных проблем. Тем не менее я хотел бы отметить, что за последние 10 лет объем добычи угля вырос примерно на четверть и в настоящее время превышает уровень 350 миллионов тонн в год. Хотя при этом численность работающих в отрасли сократилась с 850 000 до 160 000 человек, то есть фактически в 4 раза выросла производительность труда, в 4 раза вырос объем инвестиций в основной капитал угольных предприятий. Ежегодно сегодня вводятся новые мощности по добыче угля в объеме более 20 миллионов тонн.

В настоящее время угольная промышленность представлена 86 шахтами и 120 разрезами, четвертая часть которых введена после 2000 года.

Правительство в последние два года уже проводит мероприятия по решению системных проблем отрасли. Приняты решения, которые должны изменить ситуацию. В части ресурсного обеспечения утверждена программа лицензирования угольных месторождений в прошлом году. В части развития производственного потенциала принят федеральный закон, направленный на создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий, высокотехнологичных проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. В части развития Восточного полигона сети железных дорог президентом и правительством Российской Федерации принято решение о финансировании расширения Транссиба и БАМа. В части повышения средней рентабельности продаж угольной продукции правительством также принято решение о сохранении тарифов в 2014 году на грузовые железнодорожные перевозки, выполняемые РЖД, на уровне 2013 года и последующей ежегодной индексации в соответствии с показателями инфляции за предыдущий год. Законодательно также установлены особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах.

Данная программа, которая представлена вашему вниманию, актуализирует ранее принятую долгосрочную программу, которая была принята в 2012 году.

Как сказал Дмитрий Анатольевич, программа состоит из семи подпрограмм, включающих в себя 34 укрупненных мероприятия.

Основные отличия новой редакции. Во-первых, изменены в сторону повышения объемные и прогнозные ориентиры. Учитывая меры по развитию транспортной инфраструктуры и освоению новых высокорентабельных месторождений, а также возрастающие объемы продуктов обогащения угля на внутреннем рынке, мы прогнозируем увеличение объемов добычи к 2030 году до 480 миллионов тонн в оптимистичном варианте, в том числе в Кузбассе — с 203 миллионов до 238 миллионов.

Оценка спроса на уголь на внутреннем рынке в программе произведена с учетом возможных объемов потребления угля в электроэнергетике, металлургии, жилищно-коммунальном хозяйстве. Учитывались принципиально новые, перспективные направления использования угля, в частности, глубокая переработка, углехимия, цементная промышленность.

По нашим прогнозам, общий объем потребления угля в России в среднесрочной перспективе не изменится. В то же время не будет дальнейшего падения, которое мы наблюдали в последнее время.

Что касается экспорта, то в сравнении с прежней редакцией он вырастет на 70 миллионов тонн, при этом изменится соотношение в западном и восточном направлениях. Весь прирост придется на восточное направление, в то время как поставки на атлантический рынок не изменятся. Увеличение поставок на рынок Азиатско-Тихо­океанского региона связано, как известно, с быстрым ростом спроса. По прогнозам международных агентств, к 2030 году угольный рынок вырастет в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 1,5 раза.

В программе поставлена задача не только сохранить позиции на этом рынке, но и увеличить нашу долю с 6% до 15%. За счет развития железнодорожного транспорта на восток будут направлены дополнительные объемы из Кузбасса — порядка 36 миллионов тонн, еще 50 миллионов тонн будет экспортироваться с новых российских дальневосточных проектов.

В заключение хотел бы отметить, что реализация представленной актуализированной долгосрочной программы позволит повысить конкурентоспособность угольной продукции на международных рынках, в 5 раз увеличить производительность труда в отрасли на основе использования прогрессивных технологий, завершить модернизацию основных производственных фондов угольной отрасли и произвести 100-процентное обновление мощностей угольной промышленности к 2030 году, а также снизить аварийность и травматизм как минимум на 30%.

Важная составляющая программы — социальная. Сюда входит повышение безопасности ведения горных работ, социальные выплаты и дополнительное пенсионное обеспечение.

Задача программы состоит в том, чтобы повысить привлекательность Восточного макрорегиона для постоянного проживания за счет создания разветвленной инфраструктуры, мероприятий по повышению качества жизни.

В проекте новой программы учтены предложения заинтересованных субъектов Российской Федерации, которые при формировании региональных социально-экономических программ будут включать в них мероприятия, предусмотренные программой.

Проект новой программы прошел широкое общественное обсуждение, в нем учтены замечания и рекомендации Аналитического центра при правительстве Российской Федерации, экспертного сообщества, руководителей угольных компаний, администраций угледобывающих регионов.