Михальченко Владимир Константинович

Он был специалистом по образованию – закончил известный Прокопьевский горный техникум, что по тем временам было совсем не мало, выпускники техни-кумов сколько угодно управляли шахтами. Но в том-то и состояла особенность ребят его поколения, что биографии каждого из них могло бы хватить не пятерых сегодняшних.

  • «Черниговец» сегодня  » Click to zoom ->

    «Черниговец» сегодня

  • Завод 526. Сборка пулемётов  » Click to zoom ->

    Завод 526. Сборка пулемётов

  • Одно из крупнейших угледобывающих предприятий отрасли – Разрез «Черниговец», расположенный в Кемеровской области  » Click to zoom ->

    Одно из крупнейших угледобывающих предприятий отрасли – Разрез «Черниговец», расположенный в Кемеровской области

  • Мощный экскаватор приступил к работе на разрезе  » Click to zoom ->

    Мощный экскаватор приступил к работе на разрезе

  • В забое разреза сегодня  » Click to zoom ->

    В забое разреза сегодня


ПРАВДА, С НЕБОМ НЕ ВЫШЛО…

Владимир Константинович Михальченко (1923 – 2004)

Он был специалистом по образованию – закончил известный Прокопьевский горный техникум, что по тем временам было совсем не мало, выпускники техни-кумов сколько угодно управляли шахтами. Но в том-то и состояла особенность ребят его поколения, что биографии каждого из них могло бы хватить не пятерых сегодняшних.

И его биографии тоже: первым призванием Владимира Константиновича бы-ло небо. Он шестнадцатилетним пришёл в Сталинский аэроклуб, не просто учить-ся, а работать, оттуда повёлся его трудовой стаж. Кого мог тогда удержать дома крылатый лозунг "Комсомолец на самолет"! Их аэроклуб действовал с 1932 года, ребята и девушки поднимались в небо в районе нынешней Ильинки, затем на Водной. И этот клуб был одним из восьми, созданных в Новосибирской области, в него невозможно было попасть: - известно, например, что в 1940 году в аэроклубы области через мандатную и медицинскую комиссии прошло 5000 человек, и на обучение было принято 1431. Таким был интерес! И шестнадцатилетний курсант Михальченко был среди тех счастливцев, что подняли знаменитый в те десятиле-тия фанерный У-2 над родным городом.

Но эти, не по-мальчишечьи взрослые, планы поломала война, потребовались рабочие руки, и он становится в другой строй, в рабочий. После недолгого обуче-ния курсант Михальченко становится фрезеровщиком. Это был эвакуированный из Перова, что в Москве, завод № 252, оборонный, секретный, до войны он начал делать электромеханические приборы и устройства системы корабельной и мор-ской световой и звуковой сигнализации, а тут пришлось перейти на противотанковые мины. Но, видимо, его первая продукция была настолько нужна фронту, что уже в весной 1942, едва закончилась Московская битва, завод был реэвакуирован, то есть, переправлен обратно в столицу, и там, в последующем, стал выпускать радиолокационные системы, навигационную аппаратуру, бортовая, корабельная. А сегодня

это составная часть знаменитого ныне на весь мир авиамоторного объединения «Салют».

Завод уехал, а молодой фрезеровщик, видимо, всё же окончательно допёк военкомат, пока не получил направление во 2-ю Ленинградскую военную авиа-школу механиков имени Краснознамённого Ленинского комсомола, - так тогда на-зывалось знаменитое авиационно-техническое училище. Школа находилось не так уж и далеко, в Ишиме, Омской области, и чем же она привлекла парня, читавшего и знавшего об авиации всё-всё-всё? А тем, что из стен этого учебного заведения вышли известные еще до войны Герои Советского Союза В.П. Чкалов, А.Б. Юмашев, А.В. Ляпидевский, Г.Ф. Байдуков, Н.П. Каманин, В.К. Коккинаки, И.П. Мазурук, И.П. Копец. В конце войны училище было переведено в Ригу, преобразовавшись в Рижскую военно-воздушную академию, но всё это было уже без него. Он окончил его в 1943, но повоевать не удалось, - ранение, полученное в том же году, снова поломало все планы. Офицер Михальченко был «списан вчистую», демобилизован по инвалидности.

Бывший курсант аэроклуба, бывший фрезеровщик, бывший авиамеханик по вооружению вернулся домой с инвалидностью в 23 года от роду. Куда идти? Ока-залось, что пути таким боевым ребятам не заказаны никуда, и вот он на заводе № 526, - дело в том, что бывший его завод оказался здесь в эвакуации не в единст-венном числе, таких заводов в Сталинск прибыло аж 15, и в том числе оружейный № 526, выпускавший знаменитые пулемёты ДП - «Дегтярёва пехотный», которые поминает добрым словом каждый фронтовик-пехотинец.

И отставной младший офицер Михальченко идёт на этот завод, правда, на этот раз не к станку, - здоровья не хватает, его «бросают» на обеспечение рабочих питанием, он становится работником заводского орса, - отдела рабочего снабжения. На работниках орса – подсобное хозяйство в подшефном колхозе, овощехранилища, столовые, и т.д., и т.п. Известно, что завод, на месте которого в последующие годы размещался Кузнецкий машзавод, дал фронту 72 000, а с учётом отремонтированных – 80 000 ручных пулеметов Дегтярева, которые явля-лись самым мощным автоматическим стрелковым оружием огневой поддержки пехоты времён войны. Из истории также известно, что ручные пулемёты ДП зани-мали третье место по массовости производства после винтовки-“трёхлинейки” и автомата ППШ-41. Ещё любопытные цифры. Пулемётами ДП Сталинского ору-жейного завода могли быть укомплектованы примерно 150 стрелковых дивизий Красной Армии, а пулемётами ДТ («танковый», который тоже выпускался здесь) можно было оснастить бронетехнику примерно 10 танковых корпусов.

А что известно о службе, которая обеспечивала трудовой коллектив пусть несытным (где оно сытное в те годы?) питанием и более-менее сносными усло-виями для отдыха? Ничего, разве что кто-нибудь из ветеранов вспомнит к слову, вот и всё.

Но вот и победа, война позади, завод понемногу начинает переходить на мирную продукцию (коньки-снегурки, к примеру). Началась сугубо гражданская жизнь и для него, и с 1948 года Михальченко – начальник отдела в тресте «Куз-нецкуголь» - началась его угольная биография, уже до конца жизни.

Что такое шахта «Зыряновская» не надо объяснять угольщикам нескольких поколений, в 1970-е она получила орден Ленина, стала передовым механизиро-ванным предприятием отрасли, благодаря таланту и энергии многолетнего дирек-тора Владлена Даниловича Ялевского, который был удостоен звания Героя Со-циалистического Труда.

А в начале 1950 – это шахта, набирающаяся производственной мощности по-сле окончания строительства. И Владимир Константинович Михальченко там – в замах начальника шахты, а потом – председатель шахткома профсоюза.

Что такое «Зыряновская» в год его прихода? Годовая добыча перевалила за 400 тысяч тонн, по нынешним меркам маловато, а в те годы таких шахт было мно-го. Дел у зама начальника множество, и главное среди них – подъём добычи. А каким образом? Во-первых, путём комплектования бригад подходящими горняка-ми, и комплектования горного надзора, то есть, руководства, специалистами, спо-собными держать трудовую дисциплину словом и рублём. У него, видимо, полу-чалось, потому что вскоре его избирают профсоюзным руководителем.

А дело профсоюза – организация социалистического соревнования и забота о благополучии и удобствах людей, - безопасность труда, здравпункт, условия на рабочих местах, отдых – санаторные путёвки и прочее.

Наиболее запомнившееся событие 1950-х – это организация соревнования за освоение новой техники и внедрение механизации. Именно тогда появился на шахте первый комбайн «Донбасс», широкозахватная угледобывающая техника. Были организованы курсы, были обучены рабочие, которые стали называться машинистами, механизаторами. Они начали приспосабливать «Донбасс» к отра-ботке маломощных пластов 21, 22, 24 и 24-б. Новая техника шла плохо: ломались зубки, выходил из строя погрузчик, заваливалась выработка, среди рабочих нача-лись «разговорчики» про никчёмность затеи, и т.д.

Но на то оно и соревнование, чтоб выявить лучших мастеров, и потом их мастерству обучить остальных. Появились свои передовики – Пётр Митрофано-вич Нестеренко, его подручный Алексей Махнач и другие. По предложению глав-ного механика шахты П.С.Калачёва задумали даже пустить сдвоенный агрегат – по мощному пласту 26-а. Группа механизаторов сначала изрядно повозилась в мехцехе, потом в мае 1954 двухэтажный «Донбасс» был доставлен в лаву. Много повозились с ним мужики, много разного выслушал в свой адрес автор идеи, но после трудных дней был получен первый результат: за месяц нарубили 10 тысяч тонн – такого ещё не было не только на шахте, но и на руднике!

Соревнование комбайнеров обрело зримые результаты, и вот уже бригада Лихачёва выдает за смену по 200 тонн угля, - за месяц это 15 000, а затем и 20 000 тонн. Заметим: уголь от комбайна шёл по ленте только до основного штрека, а там его люкогрузчики перепускали в вагонетки. Такая схема не могла позволить достичь сегодняшних результатов, когда уголь из лавы выдаётся системой транспортёров без остановок прямо на-гора. И потому предстояло много совер-шить ещё много усовершенствований, предстояло перейти на узкозахватные ком-байны, на комплексную механизацию со всеми её несравнимыми возможностя-ми. Но тогда, в 1950-е, началось главное – началось внедрение комбайновой до-бычи. И вот выдержка из книжечки А.М.Пиденко «Шахта Зыряновская», в которой упоминается имя героя нашего рассказа: « И по 15 тысяч тонн, и по 20 тысяч тонн угля стали добывать за месяц на один широкозахватный комбайн. Они очень старались. Делая ставку на механизацию, они надеялись с помощью мощных машин закончить, наконец-то, освоение проектной мощности. К этому стремился весь коллектив, во главе которого тогда стояли начальник шахты П.С.Приставка, главный инженер И.А.Иванов, секретарь партийной организации Н.П.Харитонов, председатель шахткома профсоюза В.К.Михальченко».

И в 1955 году комбайновая добыча на шахте достигла уже 70 процентов. «Одиннадцать мощных стальных подземных кораблей, - читаем в одной газетной заметке, - наращивая скорость всё дальше уходили в недра, отвоёвывая у приро-да её богатства. На шахте уже сорок человек имели права машиниста горных комбайнов». Стиль, конечно, не без торжества, но по сути точно. Кто-то из горня-ков получил награды, кто-то повышение по службе, а Владимир Константинович в том 1955-м стал председателем Новокузнецкого горкома профсоюза угольщиков.

Профсоюзная работа, как, собственно, и партийная, - это проверка человека перед назначением его на самостоятельную руководящую работу высокого ранга. На этих должностях инженер или техник, не изучавший в своем студенчестве та-кой тонкой науки, как человеческое общение, постигал её «в рабочем порядке». Она многим помогала потом на директорской должности.

Помогла, безусловно, и ему, - руководство оценило его способности и он вскорости был назначен начальником Листвянского угольного карьера. А затем возглавил Черниговский карьер, и о том чуть подробней.

В «Перечне предприятий, передаваемых в состав комбината «Кузбасскарь-ергуголь» в 1964 году, когда был образован этот самостоятельный комбинат, в числе действующих Черниговского нет. Он - в числе строящихся, в одном списке с Томусинским 7-8 и Сибиргинским карьерами – разрезами они стали называться с 1971, когда и сам «Кузбасскарьеруголь» был переименован в комбинат «Кемеро-воуголь». Он принял предприятие ещё в стадии строительства, и для Владимира Константиновича незнакомой была не только сама обстановка на севере области, в новом городе Берёзовском, вдали от мест, к которым привык на юге Кузбасса. Незнакомым было всё, начиная с недр, а это пласты Кемеровский, Волковский и Подволковский, мощностью от двух до двенадцати метров.

Необычной показалась и идея строительства разреза с одновременным ис-пользованием эксплуатационного участка – идея незабвенного строителя разре-зов Германа Семёновича Веселова. Владимир Константинович моментально оценил метод, и горячо взялся за его освоение. Он позволил к моменту вступле-ния предприятия в строй полностью окупить добытым и проданным углём за-траты на его строительство. Ветераны должны помнить: таким способом был построен ещё и Сибиргинский.

Ныне на Черниговском ежегодно добывается от 4 до 5 миллионов тонн высо-кокачественного энергетического и коксующего угля, который идёт на электро-станции, он пригоден для коксовой шихты, его хорошо покупают коммунальщики и хозяева собственных домиков. Разрез, как и тогда, отгружает свой уголь предприятиям Сибири, Урала и Центральной части России. В последние 10 лет добыча на разрезе колеблется в пределах от 4 до 5 миллионов тонн угля в год. А в первый год было выдано 642 тысячи тонн. И переход от тех величин к нынешним, начал он, первый начальник Михальченко.

Те, первые, годы были интересны тем, что не только Черниговский, - все предприятия открытой добычи переходили на новую технологию, осваивали но-вую технику, которая по мощности во много раз превосходила ту, с помощью ко-торой приходилось начинать.

Шли годы. Развивался разрез, уходя с поста, Владимир Константинович ос-тавил преемникам крупное предприятие с работоспособным коллективом, - кото-рое затем, по прошествии лет, оказалось способно нести ношу основного градо-образующего предприятия города Берёзовского. Не обошли его стороной памят-ные 1990-е - тогдашнее начальство пожелало выйти из объединения, чем едва не подписало смертный приговор разрезу. То были долгие месяцы и даже годы бес-конечных распрей и споров, была борьба за собственность со всеми особенно-стями эпохи первоначального накопления капитала. Была даже опасность бан-кротства и закрытия, - всё это к счастью, миновало. Разрез живёт, коллектив по-лон сил. И нет-нет, да вспомнят ветераны в неторопливой беседе в своём кружоч-ке про директора Михальченко, который завершил свою биографию уже не у них на разрезе, а в объединении, - последнюю свою трудовую пятилетку он отработал на посту зама генерального директора по кадрам и быту. Добрым словом вспом-нят.

* * *

Награждён медалями Советского Союза, России и Кемеровской области. Кавалер золотого знака «Шахтёрская доблесть». Кавалер знака «Шахтерская слава».

Виктор Кладчихин